

Годы Великой Отечественной войны стали тяжелым испытанием для советских людей. Война требовала мужества, массового героизма и воли к победе, которые ежедневно появлялись на полях сражения и в тылу. В великом подвиге народа достойное место занимает беззаветный и благородный труд огромной армии медицинских работников страны, в том числе большого отряда санитарных врачей.
Великая Отечественная война стала важным этапом в развитии отечественной санитарно-эпидемиологической службы. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение войск и населения в годы войны характеризовалось большим многообразием форм и методов организационно-тактического применения сил и средств медицинской службы в зависимости от условий боев и санитарно-эпидемиологической обстановки. Это многообразие определялось небывалым в истории размахом боевых операций, разнообразием оперативно-тактических приемов боевых действий Вооруженных сил, климато-географическими особенностями территории военных действий.
Развитие СЭС в годы войны
Санитарно-эпидемиологическая служба прошла через серьезные испытания, особенно на первом этапе войны, когда создалась весьма сложная обстановка для организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В этих условиях огромную роль играли профилактические и противоэпидемические мероприятия, направленные на сохранение здоровья воинов фронта и населения в тылу страны. Органы здравоохранения делали все возможное для предупреждения и ликвидации инфекционных болезней, авитаминозов и других болезней – неизбежных спутников войны.
Опыт Великой Отечественной войны со всей очевидностью показал место и роль четкой и стройной системы в организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в военное время. Уже первый период войны привел к твердому и единодушному выводу о необходимости укрепления санитарно-эпидемиологической службы в Вооруженных силах. В связи с этим в противоэпидемическом управлении Главного военно-санитарного управления Красной Армии был создан гигиенический отдел.
Ведущими организаторами, гигиенистами Главного управления были: генерал-майор медицинской службы, академик АМН СССР, Герой Социалистического труда Ф. Г. Кротков; генерал-майор медицинской службы, профессор К. С. Петровский. Фронтовыми и армейскими гигиенистами работали: П. А. Вавилин, М. Д. Гарбаренко, П. Н. Жилин, Д. Н. Калюжный, М. Г. Маркарян, П. В. Остапеня, Л. В. Янин. Основная роль в создании санитарно-противоэпидемического дела в армии принадлежала генерал-полковнику медицинской службы, академику АМН СССР Е. И. Смирнову.
К началу Великой Отечественной войны в стране было 1760 санитарно-эпидемиологических станций, в которых работали 11 500 санитарных врачей, 2288 дезинфекционных и 2945 противомалярийных учреждений, сотни домов и пунктов санитарного просвещения.
С первых же дней войны Наркомздрав СССР под личным контролем высшего руководства страны принимает меры по предотвращению распространения опасных заболеваний. Так, 30 июня 1941 года совместно с Наркоматом путей сообщения было издано «Положение о медико-санитарном обслуживании населения, эвакуированного из угрожаемых районов».
2 февраля 1942 года был утвержден Декрет Наркомздрава «О мерах по предупреждению эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии». Этот документ предполагал создание чрезвычайных противоэпидемических комиссий, возглавлявших работу по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на пострадавших территориях.
3 марта 1942 года Государственный комитет обороны принял постановление об образовании 50 санитарно-контрольных пунктов, 24 санитарно-эпидемиологических отрядов округов и армий, 2 санитарно-эпидемиологических лабораторий округов и фронтов, 58 инфекционных полевых госпиталей, 29 моечно-дезинфекционных рот, 30 прачечно-дезинфекционных отрядов эвакуационных пунктов, 137 гарнизонных банно-дезинфекционно-прачечных отрядов в тылу, 5 дезинфекционно-инструкторских отрядов фронтов.
Безопасность питания и водоснабжения
Врачи-гигиенисты П. А. Вавилин и М. И. Гусев в статье «Санитарно-гигиеническая служба Советской армии в годы Великой Отечественной войны» указывают, что особенно строго решался вопрос питания войск. В области медицинского контроля за питанием войск вследствие Отечественной войны перед военными гигиенистами стоял ряд задач:
• строгое выполнение санитарного надзора за доставкой и хранением пищевых продуктов;
• участие военных врачей в составлении меню и раскладок;
• наблюдение за приготовлением пищи в войсках;
• организация лабораторного контроля за химическим состоянием, витаминизацией и калорийностью пищи;
• санитарные мероприятия по предупреждению пищевых отравлений и токсикоинфекций в войсках.
Немаловажными были вопросы гигиены водоснабжения, мероприятия по очистке и обеззараживанию воды. Особое внимание уделялось водным источникам, которые фашисты при отступлении обрабатывали ядовитыми веществами.
Водоснабжение войск и мирного населения в основном осуществлялось из сельских колодцев. Из 29 229 учтенных к началу 1944 года источников на фронте 26 334 (или 90%) являлись шахтными (70%) и копаными (20%). На долю трубчатых колодцев выпадает только 1,2% водоисточников фронта (23 мелкотрубчатых и 132 артезианских). Открытые водоемы составили 4% учтенных на фронтах источников водоснабжения, поэтому колодезное водоснабжение прежде всего было в сфере внимания гигиенистов.
Профессор Ф. Г. Кротков требовал «обязательного хлорирования всех колодцев в населенных пунктах вне зависимости от результатов физико-химических исследований воды в них». Чаще всего это производилось гипохлоритом кальция, а с 1943 года – пантоцидом.
Предотвращение инфекционных заболеваний
Кроме заботы врачей-гигиенистов о качестве питания и водоснабжения для бойцов Красной армии, населения освобожденных территорий от фашистских захватчиков и узников концлагерей, остро стоял вопрос проведения противоэпидемических мероприятий. Специалисты должны были предотвращать инфекционные заболевания в тылу и на фронте. Принцип профилактики как основы всей противоэпидемической работы по сохранению санитарно-эпидемиологического благополучия являлся главным в работе медицинской службы в годы войны.
Уже в 1941 году армию снабдили поливакциной для однократной подкожной инъекции. Препарат был создан Н. И. Александровым и Н. Е. Герен из полисахаридных комплексов возбудителей брюшного тифа, паратифов, дизентерии Шига и Флекснера, холерного вибриона с включением столбнячного анатоксина. За годы войны в армии было сделано более 30 млн прививок.
С целью раннего выявления инфекционных больных с 1942 года начали проводиться массовые подворные обходы, в ходе которых обследовались десятки тысяч людей. К концу войны эта форма работы медиков стала основной в системе противоэпидемических мероприятий.
Для очистки городов от мусора использовались «санитарные походы», в которых в порядке трудовой мобилизации принимало участие население городов, медицинские работники, санитарный актив.
«Санпоходы» стали регулярными и проводились каждую весну, изменив санитарное состояние городов к лучшему. Благодаря главным образом стараниям медиков в годы войны ни фронт, ни тыл не знали эпидемий инфекционных заболеваний. Впервые в мире в нашей стране «не сработал» обязательный, казалось бы, закон о связи войн и эпидемий.
«Эпидемический пожар» удалось предотвратить, и это спасло сотни тысяч, миллионы человеческих жизней. Великая Отечественная война выдвинула новые задачи в области медицинской науки. Исследования того времени направлялись на повышение эффективности лечения раненых и больных, предотвращение эпидемий инфекционных болезней и санитарно-гигиеническое обеспечение.
Особого внимания заслуживают разработанные и практически реализованные во время войны эшелонированные специальные санитарно-гигиенические и противоэпидемические силы и средства армии и фронта. В войсковые части и соединения направлялись специалисты (гигиенисты, бактериологи, токсикологи, эпидемиологи) и подвижные лаборатории для совместного проведения санитарно-эпидемиологической разведки и оздоровительных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в войсках и среди населения.
Работа указанных сил и средств армий и фронтов совместно с войсковой медицинской службой получила широкое применение. С течением времени в состав подвижных армейских и фронтовых сил и средств, выдвигаемых в тыловые районы дивизий, особенно на направления активных боевых действий войск, стали выделяться подразделения обмывочно-дезинфекционных рот, дератизационные и дезинфекционные подразделения. Это позволяло проводить соответствующие санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия немедленно после получения результатов санитарно-эпидемиологической разведки, что повышало точность информации для старших начальников медицинской службы о ее результатах.
Об эпидемиологическом благополучии в войсках свидетельствуют цифры. В общей заболеваемости на долю инфекционных болезней приходилось только 9%, в том числе на дизентерию – 4,4%, сыпной тиф – 2,7%, брюшной тиф и паратифы – 0,6%.
Война принесла неизмеримые бедствия. Гитлеровское нашествие угрожало самому существованию нашей страны, нашего народа, под угрозой уничтожения оказалось все население страны – не только воины на фронтах, но и мирные люди в ближнем и в дальнем тылу.
Бесценный опыт санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения войск и населения в годы Великой Отечественной войны, его сопоставление и сопряжение с современными проблемами дают возможность правильно определять основные направления и задачи дальнейшего совершенствования санитарно-эпидемиологической службы России.
Бессмертен подвиг народа в жестоких битвах самой тяжелой войны современности, защитившего свободу и независимость человечества от угрозы фашизма. Незабываем и самоотверженный труд многотысячной армии медицинских работников, отдавших все силы, знания и умения санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению Вооруженных сил, спасению жизней раненых и больных воинов.
Героические традиции отечественной медицины и здравоохранения, столь ярко проявившиеся на полях сражений Великой Отечественной войны, должны бережно храниться и приумножаться нынешним и будущим поколениями.